Введение
Преобразования в политической, экономической и социальной областях,
осуществляемые в нашей стране, предусматривают проведение активной социаль-
ной политики, в том числе, и в отношении инвалидов. Приоритетным направлением
государственной социальной политики является реабилитация инвалидов, которая
призвана решить задачи по восстановлению социального статуса инвалидов, дости-
жению ими материальной независимости, организации их социальной адаптации и
интеграции в общество.
Нужно отметить, что в нашем регионе система специального образования осо-
бых детей и подростков существует (коррекционные детские сады, школы, интерна-
ты, колледжи, система дистанционного и домашнего обучения), но дополнительное
образования для таких детей, как система - отсутствует. В сложившейся ситуации
родителям особого ребенка трудно развить его творческие способности, найти дело
по душе, и как следствие, трудно в будущем выбрать профессию.
Вырастая, молодые люди с ограниченными возможностями здоровья, в осо-
бенности с психическими расстройствами (аутизм, синдром Дауна, и т.д.) после
окончания коррекционных школ, колледжей остаются невостребованными общест-
вом. Им практически невозможно трудоустроится, а зачастую и получить те или
иные трудовые умения и навыки, необходимые в дальнейшей жизни в обществе. В
итоге молодые инвалиды вынуждены сидеть дома, оказавшись без общения со свер-
стниками, без возможностей самореализации, интеграции в общество.
В создавшихся условиях определяющую положительную роль в ком-
плексной реабилитации людей с ограниченными возможностями с последующей их
занятостью (трудоустройством) могли бы сыграть творческие интегративно-
реабилитационные мастерские.
В данном методическом пособии представлены материалы по планированию и
организации работы в мастерских для детей, подростков и молодых людей с огра-
ниченными возможностями, отражающие наш опыт работы.
Организация творческих интегративно-реабилитационных мастерских
Основное направление работы мастерских: творческая и профессиональная
реабилитация детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями
здоровья.
Основные задачи творческих интегративно-реабилитационных мастер-
ских:
-
• творческое развитие особых детей, подростков, молодежи
-
• ликвидация дефицита общения; обучение молодых людей с огра-
ниченными возможностями взаимодействовать между собой и с другими
людьми, а также участвовать в социальной деятельности;
-
• стимулирование самостоятельности и ответственности;
-
• развитие способности и формирование потребности молодых лю-
дей с ограниченными возможностями участвовать в трудовой деятельности длительный период времени, выполнять полученную работу качественно и в
срок.
Основополагающие принципы мастерской
1. Принцип интеграции
Интегративно-реабилитационная мастерская - это учреждение творческой и
профессиональной реабилитации и интеграции детей, подростков и молодых инва-
лидов в социум.
2. Принцип «единой мастерской»
В мастерской не должны одновременно выполнять одинаковую работу люди с
хорошо развитыми функциональными навыками и люди, у которых эти навыки раз-
виты недостаточно хорошо.
3. Принцип функциональности
На первом плане в задачах мастерской по реабилитации стоит развитие, усо-
вершенствование или повторное приобретение функциональных навыков.
4. Всеобъемлющий принцип помощи
Сопровождающие службы должны обеспечивать индивидуальный подход к
каждому человеку. В частности, на рабочем месте они должны ориентироваться на
индивидуальные потребности людей с ограничениями возможностями.
5. Принцип качества
Для того чтобы мастерская в полной мере соответствовала всем принципам,
перечисленным выше, необходимо предъявлять высокие требования к организации
ее работы. Высокие требования, в частности, предъявляются к оформлению и осна-
щению рабочих мест и мест профессионального развития.
Целевая группа
При организации творческих реабилитационно-интеграционных мастерских
нужно учитывать возрастные особенности инвалидов. В связи с этим целесообразно
сформировать три группы: начальная творческая, подготовительная и производст-
венная. Весь процесс работы творческих интегративно-реабилитационных мастер-
ских условно можно разделить на предпроизводственный (начальная творческая и
подготовительная группы) и производственный (производственная группа) этапы.
Для того, чтобы «сгладить» переход на производственный этап, на предпро-
изводственном этапе работы должны быть выполнены следующие задачи:
• развитие способностей, необходимых в практической жизнедеятельно-
сти;
• формирование способности осознавать и выражать собственные на-
строения и чувства;
• формирование способности воспринимать состояние других людей;
• развитие психомоторных способностей, а также крупной и мелкой мо-
торики с помощьюразличных двигательных действий;
• развитие познавательных способностей, в том числе, с целью развития
способности ориентироваться во времени и пространстве, понимать и приме-
нять объяснения рабочих операций;
Описание организации деятельности групп:
Чтобы разумно организовать работу творческих интегративно-
реабилитационных мастерских, рекомендуется по возможности сразу и в доступной
форме распланировать структуру дня и недели. Ребенок. Подросток или молодой
человек с особенностями в развитии должны получить возможность жить по повто-
ряющемуся распорядку дня, так как благодаря этому постоянству они чувствует
безопасность и надежность.
Начальная творческая группа
Состав: особые дети 7-13 лет, родители, волонтеры
Деятельность: организация совместных с родителями и волонтерами творче-
ских занятий по различным техникам рукоделия, ИЗО, организация танцевальных и
спортивных занятий с использованием игровых методик.
Задачи:
-
всестороннее творческое развитие ребенка,
-
формирование навыков общения,
-
интеграция в общество.
График занятий: 2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа
Примерная структура занятия:
1) Проведение общего круга в начале занятия, с целью стимулирования
коммуникации, формирования чувства комфортности и общего настроя на рабо-
ту:
• Сбор в одном помещении, дети садятся в круг.
• Специалист поет песню или произносит приветствие.
• Все участники приветствуют друг друга.
• Ритмическая часть.
2) Проведение творческого занятия:
• Совместное произнесение вводной фразы (постоянная на протяжении всех
занятий).
• Введение в тему, т.е. в фазу концентрации.
• Педагог показывает технику выполнения задания.
• Родитель или волонтер помогают ребенку в ходе работы.
• Педагог контролирует процесс выполнения работы.
• Совместное произнесение заключительной фразы (постоянная на протяже-
нии всех занятий).
3) Заключительная фаза занятия:
• Совместный приём пищи (чаепитие). • Прощание с каждым участником.
Подготовительная группа
Состав: особые подростки 14-18 лет, педагоги, волонтеры
Деятельность: производство пробных изделий: валяние игрушек из шерсти,
мыловарение, изготовление новогодних игрушек и т.п.
Задачи:
-
• отработка необходимых в производстве умений и навыков,
-
• социализация молодых людей с ограниченными возможностями,
-
• формирование самостоятельности, ответственности, умения рабо-
тать в команде.
График занятий: 3 раза в неделю по 2 часа
Примерная структура занятия:
1. Проведение общего круга в начале занятия, с целью стимулирова-
ния коммуникации, формирования чувства комфортности и общего настроя на
работу:
• Сбор в одном помещении, дети садятся в круг.
• Специалист поет песню или произносит приветствие.
• Все участники приветствуют друг друга.
• Ритмическая часть.
2. Проведение творческого занятия:
• Совместное произнесение вводной фразы (постоянная на протяжении всех
занятий).
• Введение в тему, т.е. в фазу концентрации.
• Педагог показывает технику выполнения задания.
• Родитель или волонтер помогают ребенку в ходе работы.
• Педагог контролирует процесс выполнения работы.
• Совместное произнесение заключительной фразы (постоянная на протяже-
нии всех занятий).
3. Заключительная фаза занятия:
• Совместное чаепитие.
• Прощание с каждым участником.
Примечание: родители не участвуют в работе подготовительной группы, про-
исходит усложнение деятельности. Это работает на реализацию последней задачи –
приучает подростка/молодого человека к самостоятельности, ответственности, соз-
дает ситуацию, в которой он должен сам регулировать свое состояние и поведение.
Производственная группа
Состав: молодые инвалиды, педагоги, волонтеры
Деятельность: производство готовых сувенирных изделий, игрушек, дере-
вянных изделий и т.п.
Задачи:
• формирование потребности молодых людей с ограниченными
возможностями участвовать в трудовой деятельности, • развитие самостоятельности и ответственности молодых инвалидов, • интеграции людей с ограниченными возможностями в социальную
и трудовую жизнь.
График занятий: 3 раза в неделю по 3 часа
Примерная структура занятия:
1)Проведение общего круга в начале занятия, с целью стимулирования
коммуникации, формирования чувства комфортности и общего настроя на рабо-
ту:
• Сбор в одном помещении, молодые люди садятся в круг.
• Специалист поет песню или произносит приветствие.
• Все участники приветствуют друг друга.
• Педагог проводит краткую беседу по актуальным темам: времена года, праздники, окружающая среда и т.п.
• Вводное слово, настраивающее на работу.
2) Организация производственной деятельности:
• Совместное произнесение вводной фразы (постоянная на протяжении всех занятий).
• Введение в тему, т.е. в фазу концентрации.
• Педагог показывает технику выполнения работы и контролирует процесс.
3) Перерыв:
• Ритмические упражнения.
• Игровые упражнения.
• Фаза с элементами движения, например, игра с пальцами, инсценировка ка-
кой-либо истории.
• Спокойные игры, ориентирующие детей на продолжение деятельности.
4) Организация производственной деятельности:
• Продолжение работы.
• Подведение итогов текущего рабочего дня.
• Совместное произнесение заключительной фразы (постоянная на протяже-
нии всех занятий).
5) Заключительная фаза занятия:
• Чтение рассказа вслух.
• Совместное чаепитие.
• Прощание с каждым участником.
Примечание: важным моментом организации производственных мастерских
является наличие закреплённого за каждым молодым человеком рабочего места и
рабочей формы. Здесь очень важно вознаграждение за труд! Это условие реализации
первой задачи – формирование потребности включаться в трудовую деятельность
как таковую. Не все особые люди воспринимают деньги как стимул. Поэтому возна-
граждение может иметь разные формы, главное – оно должно быть регулярным и
обоснованным.
Общие принципы организации занятий:
• Регулярность проведения общего круга, который одновременно служит точ-
кой отсчета в распорядке дня и недели.
• Четкое соблюдение этапов каждого занятия.
• В случае изменений меняется лишь один элемент установленного распоряд-
ка.
• Чередование активных и спокойных этапов, требующих концентрации (чере-
дование активности и концентрации).
• Совместное чаепитие
Основой работы с людьми с ограниченными возможностями являются дове-
рительные отношения. В понятии «не такой, как все», используемом для молодого
инвалида, мы видим не его ограниченные возможности, а прежде всего индивиду-
альные способности, сильные стороны и ресурсы.
Заключение
В данном методическом пособии мы представили материалы по планирова-
нию и организации работы в творческих интегративно-реабилитационных мастер-
ских для людей с ограниченными возможностями.
Основные задачи реабилитации заключаются в том, чтобы сделать инвалида
способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовле-
чения его в общественно-трудовую жизнь.
С помощью таких мастерских человек с ограниченными возможностями по-
|
лучает возможность мобилизировать собственные ресурсы и решить, чем он хочет
заниматься, а также собственными усилиями достигнуть поставленных целей. Ему
необходимо научиться нести ответственность за свои решения, тем самым, преодо-
левая зависимость от других.
|
Необходимо отметить, что как для детей, подростков и молодых людей с ог-
раниченными возможностями, так и для волонтеров совместная деятельность ста-
новится фоном, на котором проявляются скрытые духовные, душевные и человече-
ские ресурсы, очень важные для жизни в обществе.
|