Суббота, 04.05.2024, 08:07
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Методические материалы

Методические рекомендации по организации работы творческих интегративно - реабилитационных мастерских для людей с ограниченными возможностям

Введение

Преобразования в политической, экономической и социальной областях, осуществляемые в нашей стране, предусматривают проведение активной социаль- ной политики, в том числе, и в отношении инвалидов. Приоритетным направлением государственной социальной политики является реабилитация инвалидов, которая призвана решить задачи по восстановлению социального статуса инвалидов, дости- жению ими материальной независимости, организации их социальной адаптации и интеграции в общество.

Нужно отметить, что в нашем регионе система специального образования осо- бых детей и подростков существует (коррекционные детские сады, школы, интерна- ты, колледжи, система дистанционного и домашнего обучения), но дополнительное образования для таких детей, как система - отсутствует. В сложившейся ситуации родителям особого ребенка трудно развить его творческие способности, найти дело по душе, и как следствие, трудно в будущем выбрать профессию.

Вырастая, молодые люди с ограниченными возможностями здоровья, в осо- бенности с психическими расстройствами (аутизм, синдром Дауна, и т.д.) после окончания коррекционных школ, колледжей остаются невостребованными общест- вом. Им практически невозможно трудоустроится, а зачастую и получить те или иные трудовые умения и навыки, необходимые в дальнейшей жизни в обществе. В итоге молодые инвалиды вынуждены сидеть дома, оказавшись без общения со свер- стниками, без возможностей самореализации, интеграции в общество.

В создавшихся условиях определяющую положительную роль в ком- плексной реабилитации людей с ограниченными возможностями с последующей их занятостью (трудоустройством) могли бы сыграть творческие интегративно- реабилитационные мастерские.

В данном методическом пособии представлены материалы по планированию и организации работы в мастерских для детей, подростков и молодых людей с огра- ниченными возможностями, отражающие наш опыт работы.


Организация творческих интегративно-реабилитационных мастерских

Основное направление работы мастерских: творческая и профессиональная реабилитация детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. 


Основные задачи творческих интегративно-реабилитационных мастер- ских:

  • •  творческое развитие особых детей, подростков, молодежи

  • •  ликвидация дефицита общения; обучение молодых людей с огра- ниченными возможностями взаимодействовать между собой и с другими людьми, а также участвовать в социальной деятельности;

  • •  стимулирование самостоятельности и ответственности;

  • •  развитие способности и формирование потребности молодых лю- дей с ограниченными возможностями участвовать в трудовой деятельности длительный период времени, выполнять полученную работу качественно и в срок.


Основополагающие принципы мастерской
1. Принцип интеграции

Интегративно-реабилитационная мастерская - это учреждение творческой и профессиональной реабилитации и интеграции детей, подростков и молодых инва- лидов в социум.

2. Принцип «единой мастерской»

В мастерской не должны одновременно выполнять одинаковую работу люди с хорошо развитыми функциональными навыками и люди, у которых эти навыки раз- виты недостаточно хорошо.

3. Принцип функциональности

На первом плане в задачах мастерской по реабилитации стоит развитие, усо- вершенствование или повторное приобретение функциональных навыков.

4. Всеобъемлющий принцип помощи 

Сопровождающие службы должны обеспечивать индивидуальный подход к каждому человеку. В частности, на рабочем месте они должны ориентироваться на индивидуальные потребности людей с ограничениями возможностями.

5. Принцип качества

Для того чтобы мастерская в полной мере соответствовала всем принципам, перечисленным выше, необходимо предъявлять высокие требования к организации ее работы. Высокие требования, в частности, предъявляются к оформлению и осна- щению рабочих мест и мест профессионального развития.

Целевая группа

При организации творческих реабилитационно-интеграционных мастерских нужно учитывать возрастные особенности инвалидов. В связи с этим целесообразно сформировать три группы: начальная творческая, подготовительная и производст- венная. Весь процесс работы творческих интегративно-реабилитационных мастер- ских условно можно разделить на предпроизводственный (начальная творческая и подготовительная группы) и производственный (производственная группа) этапы.

Для того, чтобы «сгладить» переход на производственный этап, на предпро- изводственном этапе работы должны быть выполнены следующие задачи:

• развитие способностей, необходимых в практической жизнедеятельно- сти;

• формирование способности осознавать и выражать собственные на- строения и чувства;

• формирование способности воспринимать состояние других людей;

• развитие психомоторных способностей, а также крупной и мелкой мо- торики с помощьюразличных двигательных действий;

• развитие познавательных способностей, в том числе, с целью развития способности ориентироваться во времени и пространстве, понимать и приме- нять объяснения рабочих операций; 

Описание организации деятельности групп:

Чтобы разумно организовать работу творческих интегративно- реабилитационных мастерских, рекомендуется по возможности сразу и в доступной форме распланировать структуру дня и недели. Ребенок. Подросток или молодой человек с особенностями в развитии должны получить возможность жить по повто- ряющемуся распорядку дня, так как благодаря этому постоянству они чувствует безопасность и надежность.

Начальная творческая группа

Состав: особые дети 7-13 лет, родители, волонтеры
Деятельность: организация совместных с родителями и волонтерами творче-

ских занятий по различным техникам рукоделия, ИЗО, организация танцевальных и спортивных занятий с использованием игровых методик.

Задачи:

  •   всестороннее творческое развитие ребенка,

  •   формирование навыков общения,

  •   интеграция в общество.

    График занятий: 2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа Примерная структура занятия:

    1) Проведение общего круга в начале занятия, с целью стимулирования коммуникации, формирования чувства комфортности и общего настроя на рабо- ту:

    • Сбор в одном помещении, дети садятся в круг.
    • Специалист поет песню или произносит приветствие. • Все участники приветствуют друг друга.
    • Ритмическая часть.

    2) Проведение творческого занятия:
    • Совместное произнесение вводной фразы (постоянная на протяжении всех

    занятий).
    • Введение в тему, т.е. в фазу концентрации.
    • Педагог показывает технику выполнения задания.
    • Родитель или волонтер помогают ребенку в ходе работы.
    • Педагог контролирует процесс выполнения работы.
    • Совместное произнесение заключительной фразы (постоянная на протяже-

    нии всех занятий).


    3) Заключительная фаза занятия:

    • Совместный приём пищи (чаепитие). 

    • Прощание с каждым участником. 


    Подготовительная группа 

    Состав: особые подростки 14-18 лет, педагоги, волонтеры

    Деятельность: производство пробных изделий: валяние игрушек из шерсти, мыловарение, изготовление новогодних игрушек и т.п.

    Задачи:

    • •  отработка необходимых в производстве умений и навыков,

    • •  социализация молодых людей с ограниченными возможностями,

    • • формирование самостоятельности, ответственности, умения рабо-

      тать в команде.

      График занятий: 3 раза в неделю по 2 часа Примерная структура занятия:

    1. Проведение общего круга в начале занятия, с целью стимулирова- ния коммуникации, формирования чувства комфортности и общего настроя на работу:

    • Сбор в одном помещении, дети садятся в круг.
    • Специалист поет песню или произносит приветствие. • Все участники приветствуют друг друга.
    • Ритмическая часть.

    2. Проведение творческого занятия:
    • Совместное произнесение вводной фразы (постоянная на протяжении всех

    занятий).
    • Введение в тему, т.е. в фазу концентрации.
    • Педагог показывает технику выполнения задания.
    • Родитель или волонтер помогают ребенку в ходе работы.
    • Педагог контролирует процесс выполнения работы.
    • Совместное произнесение заключительной фразы (постоянная на протяже-

    нии всех занятий).
    3. Заключительная фаза занятия:

    • Совместное чаепитие.
    • Прощание с каждым участником.

    Примечание: родители не участвуют в работе подготовительной группы, про- исходит усложнение деятельности. Это работает на реализацию последней задачи – приучает подростка/молодого человека к самостоятельности, ответственности, соз- дает ситуацию, в которой он должен сам регулировать свое состояние и поведение.


    Производственная группа

    Состав: молодые инвалиды, педагоги, волонтеры

    Деятельность: производство готовых сувенирных изделий, игрушек, дере- вянных изделий и т.п.

    Задачи:

    • формирование потребности молодых людей с ограниченными возможностями участвовать в трудовой деятельности,

     развитие самостоятельности и ответственности молодых инвалидов,

    •  интеграции людей с ограниченными возможностями в социальную и трудовую жизнь.

    График занятий: 3 раза в неделю по 3 часа Примерная структура занятия:

    1)Проведение общего круга в начале занятия, с целью стимулирования коммуникации, формирования чувства комфортности и общего настроя на рабо- ту:

    • Сбор в одном помещении, молодые люди садятся в круг.
    • Специалист поет песню или произносит приветствие.
    • Все участники приветствуют друг друга.
    • Педагог проводит краткую беседу по актуальным темам: времена года, 
    праздники, окружающая среда и т.п.

    • Вводное слово, настраивающее на работу.

    2) Организация производственной деятельности:
    • Совместное произнесение вводной фразы (постоянная на протяжении всех занятий). 


    • Введение в тему, т.е. в фазу концентрации.
    • Педагог показывает технику выполнения работы и контролирует процесс.

    3) Перерыв:
    • Ритмические упражнения.
    • Игровые упражнения.
    • Фаза с элементами движения, например, игра с пальцами, инсценировка ка-

    кой-либо истории.
    • Спокойные игры, ориентирующие детей на продолжение деятельности.

    4) Организация производственной деятельности: • Продолжение работы.

    • Подведение итогов текущего рабочего дня.

    • Совместное произнесение заключительной фразы (постоянная на протяже- нии всех занятий).

    5) Заключительная фаза занятия:
    • Чтение рассказа вслух.
    • Совместное чаепитие.
    • Прощание с каждым участником.
    Примечание: важным моментом организации производственных мастерских

    является наличие закреплённого за каждым молодым человеком рабочего места и рабочей формы. Здесь очень важно вознаграждение за труд! Это условие реализации первой задачи – формирование потребности включаться в трудовую деятельность как таковую. Не все особые люди воспринимают деньги как стимул. Поэтому возна- граждение может иметь разные формы, главное – оно должно быть регулярным и обоснованным.

    Общие принципы организации занятий:

    • Регулярность проведения общего круга, который одновременно служит точ- кой отсчета в распорядке дня и недели.

    • Четкое соблюдение этапов каждого занятия. 


    • В случае изменений меняется лишь один элемент установленного распоряд- ка.

    • Чередование активных и спокойных этапов, требующих концентрации (чере- дование активности и концентрации).

    • Совместное чаепитие

    Основой работы с людьми с ограниченными возможностями являются дове- рительные отношения. В понятии «не такой, как все», используемом для молодого инвалида, мы видим не его ограниченные возможности, а прежде всего индивиду- альные способности, сильные стороны и ресурсы.

    Заключение

    В данном методическом пособии мы представили материалы по планирова- нию и организации работы в творческих интегративно-реабилитационных мастер- ских для людей с ограниченными возможностями.

    Основные задачи реабилитации заключаются в том, чтобы сделать инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовле- чения его в общественно-трудовую жизнь.

    С помощью таких мастерских человек с ограниченными возможностями по-

    лучает возможность мобилизировать собственные ресурсы и решить, чем он хочет заниматься, а также собственными усилиями достигнуть поставленных целей. Ему необходимо научиться нести ответственность за свои решения, тем самым, преодо- левая зависимость от других.

    Необходимо отметить, что как для детей, подростков и молодых людей с ог- раниченными возможностями, так и для волонтеров совместная деятельность ста- новится фоном, на котором проявляются скрытые духовные, душевные и человече- ские ресурсы, очень важные для жизни в обществе. 

Категория: Методические материалы | Добавил: Ира (08.01.2013)
Просмотров: 3328 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]